?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Poll #2057734 Просвещение и образование в популяризации

Насколько востребована популяризация основ, ане последних новостей?

совсем не востребована и не нужна
0(0.0%)
крайне востребована
30(47.6%)
Востребована в малой степени
3(4.8%)
востребована мало, но надо пытаться создать спрос
28(44.4%)
другой ответ
2(3.2%)


Еще одна проблема, на которую хочу обратить ваше внимание и узнать ваше мнение.

Чаще всего, как мне кажется, популяризация сводится в рассказу о переднем крае науки.
И именно здесь, разумеется, кроется главная привлекалочка и развлекалочка.

При этом мало, опять же "как мне кажется", популяризации основ.
Это считается или "для детей", или "скучно", или "в школе проходили".

Но многие проблемы кроются как раз в незнании основ.

И, снова про "кто кого". Вот как раз про основы может рассказывать очень широкий круг людей.
Поразмыслив, я понял, что часть (по крайней мере моей) критики относительно того, что "неизвестно кто читает науч-поп лекции" связана именно с рассказами о "переднем крае науки". И правда, это лучше оставить тем, кто бывает на этой "передовой" :)

А вот, повторюсь, про основы могут рассказывать люди "с крепким базовым уровнем".
Т.е., популяризация в этом смысле не сильно отличается от образования. Вполне нормально, если у не супер-супер ВУЗе курс матана читает "просто человек, знающий матан", а не претендент на филдса. А вот спецкурсы по актуальным проблемам уже должны бы читать те, кто сейчас работает именно в этой проблематике.

И повторю ссылку на лекцию Леонида Зотова, где много как раз про основы
https://www.youtube.com/watch?v=FaNYIwF9aNo
Но читается она в рамках курса.

Tags:

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
dims12
Nov. 14th, 2016 03:11 pm (UTC)
Мне кажется, популяризация основ очень важна.

Если представить себе многомерное пространство знаний, где ПЛЮС значит правдивые знания, а МИНУС значит ложные знания, то общество можно уподобить многомерной "медузе" или "морской звезде".

В этой метафоре, там, где "туловище" у "медузы" массивно, там находится основная масса "клеток" -- людей, где у "медузы" "щупальца" -- это малочисленные маргиналы. Если они протянуты в положительные квадранты, то это учёные на переднем краю науки, а если в отрицательные -- то это разного рода психи и лжеучёные.

С этой медузой возможны разного рода проблемы.

Если щупальца-учёные протянулись далеко в положительную область, то это значит, что наука развита хорошо. Но если туловище от них остаёт, то это значит, что общество, в основном, прозябает в невежестве.

Если учёные удаляются слишком далеко, то они попросту могут оторваться и тогда умрут, отделённые от тела. В лучшем случае получим что-то типа Трампа или Брекзит.

Задача популяризации -- подтягивать "туловище" вслед за щупальцами, движущимися в положительном направлении. При этом "щупальца" нужно "наращивать", "утолщать" по всей длине, начиная от переднего края и до "тела".

Основы научного знания тут играют очень важную роль. Если не уделять им внимания, то получится общество, населённое разного рода фриками, которые несведущи в элементарных вещах...

sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:27 pm (UTC)
сколько лекций по основам вы посетили за последний год?
(no subject) - dims12 - Nov. 14th, 2016 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 14th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 14th, 2016 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 14th, 2016 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 15th, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 15th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 15th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
buzzing_winnie
Nov. 14th, 2016 03:16 pm (UTC)
имх оспоришь
популяризировать надо науку на бытовом уровне, причем в зависмости от аудитории.
детям почему один шарик улетает, а другой уныло скачет по полу. почему они сдуваются.
дерзким вьюношам — как охладить пиво в жаркий день не имея холодильника или льда.
романтичным барышням — кто рисует узоры на стекле в морозный день.
автомобилистам, соответственно, почему не заводится их машина в тот же морозный день
и т.д. и т.п.

интерес к науке сферичеки-конный ничем не кончится кроме эскалации остроумия в камментах в пабликах.
а вот применение на практике, достижений — далеко не передовых отраслей, но мноноголетней давности — прокачает скилл обычного обывателя и опосредованно взрастит в нём интерес не только к сиюминутной применимости, но и к тому "как оно вообще тута взялося" )

sergepolar
Nov. 14th, 2016 03:38 pm (UTC)
Re: имх оспоришь
да, это хороший подход.
Но это уже совсем отдельное дело для чего-нибудь вроде "Театра увлекательной науки".

Re: имх оспоришь - geladil - Nov. 14th, 2016 07:01 pm (UTC) - Expand
devoloper
Nov. 14th, 2016 03:29 pm (UTC)
Преподаватель, мне кажется, должен иметь максимально возможный багаж знаний. И не только по профилю, но и по смежным дисциплинам. Тогда появляется возможность объяснять тему с разных сторон, в зависимости от аудитории изменяя подход и сложность. Конечно, это утопично, можно вечно ждать отличного преподавателя пока он занимается самообразованием.

В каком-то наставлении для ораторов встречал замечание: Чем больше аудитория, тем меньше её психологический возраст. Для небольшой лаборатории со студентами можно говорить об гравитационном потенциале и квадрате радиуса. Для большого зала придется использовать визуализацию с эластичной мембраной и бильярдными шарами. И там, и там будут одинаковые студенты...
tenebris_jacere
Nov. 14th, 2016 03:51 pm (UTC)
Лекции о переднем крае для аудитории, плавающей в основах - это цирк. Может быть много приятных эмоций и интересных впечатлений, но ровным счётом никакой пользы.

И если для детей такие представления ещё имеют какой-то смысл (ну, чтобы заинтересовать), то для аудитории постарше - в чистом виде камеди-клаб.

Считаю, просто необходимо как можно больше лекций об основах, о том, что большинство пропустило в школе.

Может быть тогда всяческой псевдонауке (паразитирующей, зачастую, на слабом знании самых основ) будет труднее.
sergepolar
Nov. 14th, 2016 03:58 pm (UTC)
и людей загонять на эти лекции, как в советское время на лекции общества "Знание", да? :)
(no subject) - tenebris_jacere - Nov. 14th, 2016 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tenebris_jacere - Nov. 14th, 2016 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tenebris_jacere - Nov. 14th, 2016 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tenebris_jacere - Nov. 14th, 2016 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
nicka_startcev
Nov. 14th, 2016 04:39 pm (UTC)
имхо.

у большинства людей в голове бессвязный набор обрывков картины мира, никак не увязанных между собой. и одна из важных задач популяризаторов - это увязка вот таких вот обрывков. и да, при такой увязке придется хотя бы поверхностно пройтись от самых основ.
sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:24 pm (UTC)
это ясно. Но тут вопрос в том, "пройтись поверхностно" или "отдельно подробно разобрать".
(no subject) - nicka_startcev - Nov. 14th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nicka_startcev - Nov. 14th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nicka_startcev - Nov. 14th, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nicka_startcev - Nov. 14th, 2016 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tenebris_jacere - Nov. 14th, 2016 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 07:33 pm (UTC) - Expand
7river
Nov. 14th, 2016 05:49 pm (UTC)
Популяризация "переднего края" предполагает, что слушатель имеет как минимум школьные знания (что такое гены и почему они есть у всего живого, что такое звезды и почему они светят, кто на ком стоял и почему Эйнштейн прав).
А вот тут уже провал - все проходили физику/химию/биологию в школе и все благополучно сделали erase and rewind. Потому что в школе скучно рассказывали и знание напрямую не востребовано в быту.
Но, IMHO, как самостоятельный продукт такой "ликбез" не "продать" - только как первую часть курса или как бесплатный ролик на Yotube.
sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:51 pm (UTC)
де факто, эти школьные знания или были усвоены нетвердо, или забыты. Полагаю, например, что у меня часть школьной химии или биологии благополучно забыты. И это по-своему нормально.

Согласен, что ликбез особенно не продать. Но вдруг кто придумает способ! Например, "вдруг" может возникнуть мода на это.
muzzle_0_o
Nov. 14th, 2016 05:50 pm (UTC)
Основы важны, так как без них передний край науки малопонятен. С другой стороны, тоже важно как рассказывать. На первую научно-популярную лекцию по астрофизике я как раз попал на Вашу - она была о том, что нового открыли. Мало что понял, но показалось интересно - Вы и непонятные вещи рассказываете весьма увлекательно. Сходил еще на другие лекции других авторов, купил/скачал книг, начал сам разбираться что к чему в основе.. вот, теперь учусь в аспирантуре - как крепко меня проняло с тех пор :)
sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:52 pm (UTC)
если что - меня прошу не винить :)
(Deleted comment)
sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:58 pm (UTC)
мне проще в своей области перечислить.
Что такое звездные величины, что такое излучение черного тела, примерно законы для идеальных газов (пусть без мелких деталей), что такое сила Лоренца.....
(Deleted comment)
(no subject) - burivykh - Nov. 14th, 2016 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burivykh - Nov. 14th, 2016 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dims12 - Nov. 14th, 2016 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Nov. 14th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
parralell
Nov. 14th, 2016 05:54 pm (UTC)
если читать детям, возможно, и правда нужны основы. Но, я сужу по своим впечатлениям, взрослому слушать основы безумно скучно! даже если у меня только школьные знания в этой области и я не особо-то хорошо эти основы знаю. просто потому, что это ВЫГЛЯДИТ знакомым. Причем, иногда лекторы (Вы, к счастью, этим не страдаете :)), впадают в крайность - начинают уж совсем с простого, ты расслабляешься, перестаешь слушать (а если это запись, я могу и вовсе не дослушать ибо скучно), вдруг - бабах! уже прям ну совсем передний край
sergepolar
Nov. 14th, 2016 05:58 pm (UTC)
обычно - да. :( Скучно!
barson
Nov. 14th, 2016 07:24 pm (UTC)
Как говорится, подписываюсь под каждым словом. Рассказывать о "переднем крае" аудитории, не знающей основ, – занятие довольно бессмысленное, хотя публика, возможно, и получает от этого удовольствие. А объяснять, что в помидорах обязательно есть гены, – это особый фронт, не тот, что на "передовой науки", и компетенции здесь нужны специфические.
abs8192
Nov. 14th, 2016 08:13 pm (UTC)
Лекция "чтобы интересно" и лекция "чтобы поумнеть" - это несколько разные сущности, разумеется. Покупать будут лучше первое. Уважающие себя люди выберут второе, но их будет на порядок меньше.

Второе строго говоря преподают в ВУЗах на лекционных курсах, которые не всем доступны в силу отсутствия времени на институт, неподходящего возраста (второе высшее? а зарабатывать когда?), или недостаточного образовательного ценза (завалил вступительные экзамены в ВУЗ).
Тем не менее учиться хочется, и желательно у хорошего лектора.

А образование предполагает получение системы знаний, а не хватание вершков.

Edited at 2016-11-14 08:13 pm (UTC)
sergepolar
Nov. 14th, 2016 08:54 pm (UTC)
теперь много он-лайн курсов. Курсера всякая и тп.
ТАк что, видимо, правильный ответ в том, что "основы" возлагаются на такие он-лайн курсы.
А чтецам "передовых" лекций все-таки полезно в анонсах по возможности указывать, что лучше посмотреть предварительно.
Согласны?
(no subject) - abs8192 - Nov. 14th, 2016 09:01 pm (UTC) - Expand
( 60 comments — Leave a comment )