?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересно, это мне так кажется, или в самом деле педвузы крайне слабо (учитывая их количество и специфику) участвуют в процессе популяризации?

Казалось бы, и студенты, и преподаватели, и выпускники могли бы много что делать.
Но навскидку я не знаю ни одного яркого примера (знаю прекрасный пример организатора - это создатель Архэ, но организация - это другое. Зато в Архэ как раз, коли уж он в МПГУ и базируется, читают лекции и преподаватели этого ВУЗа, кстати, выделяются лекции по физике с демонстрациями, но, отвечая на некоторые комментарии предыдущего поста про популяризацию, не пользуются какой-то суперпопулярностью).

В субботу, возвращаясь как раз из Архэ с мероприятий Просветителя, как раз обсуждали один аспект. Было замечено, что у нас мало науч-поп книг специально ориентированных на школьников. Обычно нон-фикшн - это для взрослых, в первую очередь (по стилю и тп.). И я бы сказал, что как раз преподаватели ВУЗов, в первую очередь педагогических, как раз и могли бы становиться авторами таких книг. Особенно в том, что касается "основ".

Можно было бы ожидать, что в каждом городе, где есть педвуз, на его основе есть и постоянная площадка для науч-попа. Это хоть чуть-чуть так?

Tags:

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
scienceblogger
Nov. 14th, 2016 10:32 pm (UTC)
Это практически совсем не так. Площадки есть обычно в хороших школах. Да и ты сам должен замечать - много где ездишь, и это либо какой-то центр (ИЦАЭ), либо универ, либо кафе, либо школа/лицей/гимназия.
sergepolar
Nov. 14th, 2016 10:35 pm (UTC)
ну мало ли. Я всегда подозреваю, что могу чего-то не знать.
tsoka
Nov. 15th, 2016 02:44 am (UTC)
Я вот в связи с грядущим слетом просветителей тоже размышлял. Странно, думал я, почему просветительские движения в упор не видят готовую инфраструктуру для просвещения - учителей и преподов в вузах (и педвузах в том числе). Понятно, что это во многом РАНовская инициатива и дух, а у них сложные отношения с Минобразом (насколько я понимаю), но если заниматься делом, так по-настоящему, или опять соберётся столичная тусовка любителей научных роликов, и на этом всё кончится.

sergepolar
Nov. 15th, 2016 06:48 am (UTC)
не очень понятна ваша мысль.
Почему кто не видит что? При чем тут РАН?
Академия рядом не стояла со съездом просветителей.
Вы хотите узнать, почему десятки энтузиастов из разных мест (студенты, журналисты, профессора, научные сотрудники...., организаторы небольших лекториев) "в упор не видят" большую структуру с многими сотнями преподавателей, многими десятками тысяч студентов, всякой бывшей академией педагогических наук, зданиями, административным ресурсом и тп.?

Может быть вопрос все-таки в том, почему эти всего лишь десятки людей делают для популяризации больше, чем эта огромная структура? :)

В общем, у вас какая-то искаженная фантазия в голове. Попробуйте все-таки разобраться.
tsoka
Nov. 15th, 2016 06:54 am (UTC)
Да, каша пока, вы правы.

al_wolf
Nov. 15th, 2016 07:28 am (UTC)
За все педвузы не скажу, но в нашем (или лучше сказать в наших, т.к. все крупные вузы города участвуют в этом) популяризацией немного занимаются. Иногда лучше, иногда хуже. К вопросу почему "немного" - просветительство с одной стороны никак не оплачивается (соответственно, этим занимаются по остаточному принципу), с другой (и это более важно, как мне кажется) - тут нужно еще и уметь рассказать об основах в простых фразах и доходчиво. Да и загруженность у преподавателей довольно большая, увлеченные студенты - это единицы, если речь идёт именно о наукоёмких интересах.
sergepolar
Nov. 15th, 2016 02:52 pm (UTC)
не оплачивается - т.е. спроса нет?

Кажется, что уметь рассказывать - для педагогов обязательное свойство :)
al_wolf
Nov. 16th, 2016 03:22 am (UTC)
Сергей, у тебя какое-то странное представление о педагогах :) В педвузах не учат тому, как можно курс физики свернуть до 10-минутного выступления. После такого останется только впечатление о понимании, но не само понимание.

Во фразе "не оплачивается - т.е. спроса нет?" видится только вариант с продажей билетов, т.е. появляется такая штука, как рентабельность и прочие число экономические вещи (из которых и сложится цена билета). Взять тот же Архэ - какой процент многомиллионной Москвы посещает эти лекции? И сколько желающих будет в городе-миллионнике (как Новосибирск или Красноярск) или более малочисленном (типа Барнаула с его 600000)? В глубинке популяризация большей частью проводится в рамках профориентации и всяких фестивалей науки - в этом случае для населения мероприятия становятся бесплатными и процент посещения выше.
sergepolar
Nov. 16th, 2016 07:44 am (UTC)
т.е., спроса нет.

2born
Nov. 16th, 2016 01:29 pm (UTC)
> Кажется, что уметь рассказывать - для педагогов обязательное свойство :)

В идеальном мире - да (равно как и свойство понимать рассказываемое:))) В реальном все немножко наоборот(((
sergepolar
Nov. 16th, 2016 02:41 pm (UTC)
ну я ж не претендую, что все.
Но странно, что не появляется даже какой-то части.
Ну или я совсем ничегошеньки про это не знаю.

Хотя, видимо
а) везде мал спрос на популяризацию основ
б) в небольших местах из-за меньшей выборки вцелом небольшой спрос приводит к его практически отсутствию
в) где спрос есть, там он, скорее, удовлетворяется университетами, а не педвузами.
2born
Nov. 16th, 2016 05:19 pm (UTC)
Все так. Тут крайне мал спрос на любую популяризацию, да и на любое знание вообще (единственное исключение - репетиторство, дрессировка на ЕГЭ). Я мог бы многое рассказать о провинциальном педе, но не по телефону))
sergepolar
Nov. 16th, 2016 06:03 pm (UTC)
да он и в МОскве, как выше справедливо отметили, заметный во многом просто благодаря скоплению ледй.
2born
Nov. 15th, 2016 07:36 am (UTC)
Увы, это не так.
barson
Nov. 15th, 2016 02:31 pm (UTC)
А вообще можно ли говорить о том, что какие-то целые гос. организации занимаются популяризацией? Будь то педвузы или что-то ещё. По-моему, это всё, что называется, инициатива на местах. Потому это и всего лишь десятки (или сколько там) людей. Потому что это инициатива, никак не определяемая основными служебными обязанностями. Если бы была какая-то формальная система поощрений организациям за просветительскую деятельность, возможно, всё было бы иначе...
sergepolar
Nov. 15th, 2016 02:57 pm (UTC)
Фестиваль науки МГУ, например :)
В Питере ИТМО уже всех задрал своей популяризацией :)
ВШЭ проводит всякие свои фестивали науки.
Но это я большие сходу назвал, а так - многие что-то делают.

И не обязательно ВУЗы. Например, ИЦАЭ со своей сетью. РАН (и в виде условного президиума, и в виде институтов уже на местах). И т.д.

Это определяется и служебными обязанностями, кстати, насколько я понимаю. Можно порыть, но почти наверняка есть что-нибудь такое в уставах и всяких нормативных документах.
К тому же, если исходить из наличия спроса, то это может становиться источником денег (от банальной продажи билетов до всяких грантов на соответствующую деятельность).
( 16 comments — Leave a comment )