?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По сути, мой вопрос легко переносится на другие предметы (и я бы
сказал, что тут требования даже могут быть ниже, т.к. читать
литературу вообще довольно естественно для любого человека, а для
человека "интеллигентной профессии" - и подавно).

Например, считаете ли вы, что хороший учитель астрономии должен
следить (по нормальным русскоязычным новостным порталам хотя бы) за
новостями астрономии и быть в состоянии пояснить новость, которую
вчера ученики могли увидеть по ТВ, или прочесть на сайте и тп.?

Считаете ли вы, что хороший учитель биологии должен быть в состоянии
порекомендовать, куда лучше поступать школьнику, который хочет стать
профессиональным биологом? (для этого, очевидно, надо понимать, где
есть сильные группы биологов, и откуда они набирают себе аспирантов
или сотрудников)?

Считаете ли вы, что хороший преподаватель любой естественно-научной
дисциплины должен читать науч-поп по своей тематике?

И т.д.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
buzzing_winnie
Jun. 28th, 2017 02:04 pm (UTC)
да, на все вопросы. считаю

более того, хороший учитель, если мы говорим о детском воспитании, должен и обязан осветить диалектику вопроса и донести до учеников главную мысль (с примерами) — нет ничего каноничного, всё течёт, всё изменяется, ничто не вечно под Луной (включая ея саму), мы "ежедневно" уточняем картину мира и завтра всё может оказаться несколько другим.
мне кааца, это главная задача учителя.
потом подойдет преподаватель, который даст методику изучения "всего сущего", затем научный руководитель, который укажет на ошибки и заблуждения в рассуждениях, ну и т.д.
merry_raisin
Jun. 28th, 2017 02:16 pm (UTC)
Вы так хорошо думаете об учениках:) По моим школьным воспоминаниям, хороший учитель должен в первую очередь уметь выносить абсолютное отсутствие интереса и энтузиазма учеников, то есть равнодушие. Хорошо если не презрение.

А если будут вопросы типа таких, то погуглить и обсудить нетрудно, я думаю.
sergepolar
Jun. 28th, 2017 02:27 pm (UTC)
ну я в общем-то вижу школьников периодически. И сам школьником был, и мои знакомые.
Я не вижу ничего сверхъестественного, если мы говорил не о средней (типичной) ситуации, а о хорошей ситуации, которая, вообще говоря, встречается во многих тысячах случаев.
merry_raisin
Jun. 28th, 2017 02:28 pm (UTC)
Ну значит, просто мне не повезло со школой и окружением:)
merry_raisin
Jun. 28th, 2017 02:17 pm (UTC)
И мне кажется, что читать литературу, к сожалению, естественно для очень небольшого круга людей. А для большей части естественно закрыть последнюю книгу после завершения "образования".
sergepolar
Jun. 28th, 2017 02:25 pm (UTC)
не поверите, я в метро каждый день. И вижу, что люди не только в шарики играют.
Я знаю более-менее тиражи и продажи книг.
У хороших книг они не миллионные, но вполне себе десятками тысяч.
flat_area
Jun. 28th, 2017 05:14 pm (UTC)
Хороший преподаватель умеет сделать процесс обучения интересным настолько, чтобы полученные знания сохранились. Это уже очень много и ждать чего-то большего, на сегодняшний день, не стоит.
sergepolar
Jun. 28th, 2017 06:49 pm (UTC)
вы имеете ввиду именно в рамках программы?
Отчасти, мой вопрос связан и с таким: можно ли делать что-то действительно хорошо, оставаясь в рамках программы (причем не только в смысле работы на уроке, но и "внутри своей головы")?

Да, и конечно речь о старших классах.
flat_area
Jun. 29th, 2017 05:33 am (UTC)
"В рамках программы", это же очень мало. Даже в ВУЗе по общим специальностям ничего не меняется десятилетиями, а то и столетиями, кроме, программирования, наверно. Наверно, астроному тоже есть чего рассказать из нового, при этом доступного для понимания. Учителю литературы? Не знаю даже.
yupiter_07
Jun. 28th, 2017 05:26 pm (UTC)
Так оно и должно быть.
Но таких единицы.
sergepolar
Jun. 28th, 2017 06:47 pm (UTC)
ну в масштабах даже Москвы я думаю десятки по каждому предмету.
bear_bull
Jun. 28th, 2017 06:27 pm (UTC)
С "хорошим учителем" и так все понятно. Вопрос должен быть поставлен более широко )))
sergepolar
Jun. 28th, 2017 06:48 pm (UTC)
будем двигаться постепенно :)
2born
Jun. 28th, 2017 07:23 pm (UTC)
Ясное дело, да!
sanches
Jun. 28th, 2017 07:50 pm (UTC)
Да, конечно.
magnitica
Jun. 28th, 2017 09:58 pm (UTC)
В старом посте недавно задавал вопрос:
http://sergepolar.livejournal.com/3340997.html?thread=14484677#t14484677
Повторяю на случай, если не заметили вопроса.
Если заметили, но не сочли нужным ответить, прошу прощения.
sergepolar
Jun. 28th, 2017 10:14 pm (UTC)


Не уверен, что вы заметили мой приколотый пост в ЖЖ сверху.
Там написано "Также можно задать вопросы по астрономиии близким областям. быстрый ответ не гарантирую, но попытка не пытка."

Интересно, для кого я этот пост приколол?
(это был риторический вопрос).
magnitica
Jun. 28th, 2017 10:33 pm (UTC)
*посыпает голову пеплом.
Не обратил внимания((.

Собсно вопросы:
1. Используется ли в современной астрономии (современных телескопах) для разделения излучений различных длин волн оптическая призма или сейчас актуальны только дифр. решетки?
2. Хим состав звезд определяют по спектрам поглощения. Как можно узнать, конкретная линия поглощения, она от поглощения света во внешних оболочках звезды неким элементом N или этот элемент N находится в межзвездной среде?
encircled_plus
Jun. 28th, 2017 11:54 pm (UTC)
Про учителя литературы и не только, но не про всех учителей: мне кажется, одна из их функций — показывать пример увлечённости своей областью знаний или чел. деятельности (спорт). Тогда такой взрослый станет маячком, примером для ребёнка и помочь ему развить сходный интерес, если этот интерес у ребёнка проявится.

Вспоминаю один из старых американских романов на школьную тему: там учительница литературы и языка вовсе не обязана была знать всё и вся, ей достаточно было иметь несколько любимых поэтов и писателей, интересоваться литературоведением по этим авторам и быть способной говорить об этих авторах часами и увлечённо. Плюс другие скромные компетенции учителя — способность «давать» обязательную программу (очень скупую), гасить конфликты, отслеживать буллинг в классе.

Если у кого-то из учеников возникает интерес к предмету, учитель обязан на это откликаться, помогать этому интересу развиться. Нужны пауки — значит надо и самому почитать что-то новое про пауков, надавать ссылок, подсказать кружки, музеи.

Требование отслеживать все новое в своей области, пусть и в облегченном формате, мне кажется не очень совместимым с массовостью такой специальности как учитель. Хотя ко врачам (коих больше) эти требования выдвигаются уже как лет 10-15 (я про Россию).
sergepolar
Jun. 30th, 2017 11:34 am (UTC)
да, это хорошая точка зрения.
Интересно, что довольно многие с ней не согласны (особенно, если любимые писатели не совпадают :) ).

Что касается последнего пункта, то я оговорился, что речь не идет о типичном учителе. С другой стороны, просто хорошую ленту научных новостей по своей специальности читать не сложно. По большому счету важные работы реже чем раз в день появляются. Скорее ближе к разу в неделю.
dr_dh
Jun. 30th, 2017 06:58 am (UTC)
Считаете ли вы, что хороший учитель биологии должен быть в состоянии
порекомендовать, куда лучше поступать школьнику, который хочет стать
профессиональным биологом?
В большинстве городов, даже проще - везде кроме Москвы, этот вопрос не имеет смысла - кроме биофака местного университета (если таковой вообще имеется) больше податься некуда((
По другим научным направлениям кроме традиционно развитых инженерно-технических (и может еще каких) ситуация имхо не лучше((
sergepolar
Jun. 30th, 2017 09:29 am (UTC)
а что мешает порекомендовать школьнику из Ангарска поступать именно на такой-то факультет МФТИ, чтобы потом идти именно в такую группу, или именно на такой факультет в Сколтехе?
dr_dh
Jun. 30th, 2017 08:27 pm (UTC)
Ничего конечно не мешает. Я имею в виду, что одной Москвой тут сыт не будешь. Ибо туда поедут только самые сильные и активные (я надеюсь). А подавляющему большинству абитуриентов имхо хотелось бы иметь выбор в своем городе или областном центре. А там выбора почти никакого, если смотреть по тем же биологическим специальностям напрмер.
sergepolar
Jul. 1st, 2017 10:05 am (UTC)
наверное (хотя, можно говорить о сильных группах в провинциальных ВУЗах, так что здесь мой аргумент только сильнее становится - хороший учитель должен понимать, где в обозримой окрестности есть такие группы). Но так мой тезис и не касался всех и вся. А именно тех, кто хочет получить хорошее образование в области фундаментальных наук, в первую очередь.
dr_dh
Jul. 1st, 2017 10:57 am (UTC)
ну тут да соглашусь)
отслеживать, где в местном университете сидят сумасшедшие, где вменяемые, а где хотя бы кто то пытается публиковаться - это для учителя в регионах полезный навык.
sergepolar
Jul. 1st, 2017 12:02 pm (UTC)
может им как-то это надо еще объяснять на всяких летних школах и семинарах.
dr_dh
Jul. 1st, 2017 12:54 pm (UTC)
наверно надо, я не знаю про летние школы для учителей, но по моему опыту в педвузе прямо в одной аудитории подряд могут пройти три лекции: нормальная по одному предмету, примитивная или устаревшая по другому и какая нибудь медицинская астрология под конец. Получается студенты должны как то фильтровать то, что им читают в вузе. Как учителю подготовить абитуриентов к этому, и кто подготовит такого учителя - не знаю. Может и летние школы.
sergepolar
Jul. 1st, 2017 12:56 pm (UTC)
у меня эти посты начались с того, что МГУ (как обычно летом) полон учителей, для которых летние школы проводят.
Плюс, до этого у нас в институте была такая.
А потом я проводил кучу вебинаров для учителей .....
( 28 comments — Leave a comment )