?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про астрономов

Опросы в соцсетях показали, что

1. в основном называют популяризаторов, а не ученых. Т.е., таки, даже получая результаты высочайшего уровня, если не общаться с публикой, то публика так и не узнает, скорее всего.
Оговорюсь, т.к. я что-то жестко написал "популяризаторов, а не ученых".
Имеется ввиду
а) называют часто и впрямь популяризаторов, а не ученых.
б) очевидно, что ученых называют за популяризаторские заслуги, а не за научные.

2. Кроме ученых и популяризаторов не назвали никого (я бы, пожалуй, и сам не назвал. Никакого аналога Брайана Мэя, вроде, у нас нет).

3. Из ученых высокого уровня в основном вспоминают космологов-теоретиков.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
jr0
Mar. 22nd, 2017 01:34 pm (UTC)
Я назвал не просто популяризаторов, а популяризаторов мировой науки, а не своих результатов. Для меня именно это важно.

Шкловский или Новиков воспринимались в советское время мною так же. И я огорчался, когда видел противоречия взглядов из популярных статей разных стран.
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 01:46 pm (UTC)
Кому интересно. Около сотни ответов. По трети примерно в ЖЖ, ФБ, ВК. Названо под сотню имен (считая только релевантные - т.е. без Хокинга, Ломоносова, Шкловского и т.д.)

На первом месте с большим отрывом Сурдин.
На втором - Засов.
Чуть отставая от него третье место делят Вибе и Штерн.

На четвертом - Зеленый Кот.

Дальше плотно Линде, Сюняев, Постнов, Рубаков, Еленин.

Дальше над фоном Новиков, Муханов, Верходанов, Липунов, Назаров (молодой парень из КрАО, популяризирует).
abs8192
Mar. 22nd, 2017 07:49 pm (UTC)
Засов написал учебник "Общая астрофизика" (http://www.labirint.ru/books/354968/).
Студенты его знают.
А Сурдин так вообще лекции студентам читает, межфакультетские. Тем более его знают.

Так что может "за преподавателей", а не "за популяризаторов"?

Edited at 2017-03-22 07:52 pm (UTC)
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 08:03 pm (UTC)
т.е., вы думаете, что тут современные студенты МГУ в основном отвечают? :)
abs8192
Mar. 22nd, 2017 08:07 pm (UTC)
Ну, а кто ещё сидит в социальных сетях типа ВК?


Хотя со второй половины списка уже явно по принципу популяризаторства (несмотря на то, что Рубаков - академик, а Линде - (http://alpha.sinp.msu.ru/~panov/LindeBook1990.pdf) автор инфляционной теории. Да, все они читают публичные лекции. Но на первых местах те, кто читает лекции студентам.

Edited at 2017-03-22 08:08 pm (UTC)
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 08:19 pm (UTC)
В общем, я уверен, что вы два раза не правы. Но это ваше право быть неправым :)
leozub
Mar. 25th, 2017 11:35 pm (UTC)
То есть бывших студентов МГУ тут нет? ;)

В общем случае преподавание и авторство учебников добавляет известности (среди тех, кто вообще хоть как-то интересуется/сталкивается).
sergepolar
Mar. 26th, 2017 11:07 am (UTC)
т.е., они они не формируют ключевое большинство (и, очевидно, речь идет не о тысячах студентов МГУ, а о тех немногих, кто учился на астрономическом отделении или слушал последние пару лет межфакультетские курсы).

У меня в трех соцсетях суммарная непересекающаяся аудитория - несколько тысяч человек.
leozub
Mar. 27th, 2017 04:22 am (UTC)
В данном опросе "они не формируют ключевое большинство". Но не надо недооценивать влияние преподавания на известность. О Сурдине слышали многие, кому вообще надо было сдавать МФК в последние годы (отзывы "интересно рассказывает" + "очень мягкий зачет"). За счет этого Сурдина попросили записать видеопоздравление на студенческий праздник, а ролик использовался для рекламы самого праздника. Все это добавляет известности.

P.S. Не умаляю популяризаторские достижения Сурдина.
alik_morozov
Mar. 22nd, 2017 01:48 pm (UTC)
Сергей, а что ты удивляешься. Хорошо, что хоть кого-то назвали. Так же нужно учитывать выборку респондентов: опрос проводился среди аудитории вашего журнал, то есть, людей увлекающимися данным направлением. А сделай опрос на улице, 90% опрошенных не назовет и этих имен.
Пока в стране не улучшено финансирование сферы науки и оборзования, русские имена едва услышешь(((
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 01:52 pm (UTC)
1. почему на ты?
2. Где я удивлялся?
3. я сам пишу в спешке с опечатками, тем не менее :)
alik_morozov
Mar. 22nd, 2017 02:04 pm (UTC)
> я сам пишу в спешке с опечатками, тем не менее :)

Думаю на первый вопрос можно не отвечать))

>Где я удивлялся?
У меня сложилось такое мнение из первых строк вашего поста. Возможно, не верно понял ваш месседж. Я предпологал, что людям больше знакомы имена популизаторов, чем ученых известных в более узких кругах.

Edited at 2017-03-22 02:06 pm (UTC)
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 02:08 pm (UTC)
бывает по всякому.
Если спросить про три имени, не ограничиваясь современниками, то почти наверняка будут трое великих ученых (вроде Коперник, Галилей, Ньютон).
alik_morozov
Mar. 22nd, 2017 02:35 pm (UTC)
Согласен. Эти имена мирового масштаба - азбука. А если говорить про наших соотечественников, то наверняка будут: Ломоносов, Циолковский, Королев.
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 02:55 pm (UTC)
возможно. Это будет любопытно, т.к. ни один из них, строго говоря, не является астрономом :) Но назвать могут именно их, вы правы. Или Гагарина :)
alik_morozov
Mar. 22nd, 2017 03:09 pm (UTC)
Не исключу, что Гагарин будет впереди)
alik_morozov
Mar. 22nd, 2017 03:06 pm (UTC)
Кстати, Сергей, вам знакомо имя Амир Ацель? Недавно прочел его книгу "Почему наука не отрицает существование бога". Там он позиционирует себя, как ученого физика выходца из Беркли. Попробовал найти о нем информацию как об ученом и ничего. Мониторил не только русский сегмент инета.
Даже забралось подозрение, а не коммерческий ли это ход))
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 03:12 pm (UTC)
не знакомо.
zlata_gl
Mar. 22nd, 2017 01:59 pm (UTC)
Какая я темная.
Ни одного не знаю из перечисленных.
А что, Зельдовича и Халатникова никто больше не назвал ?
sergepolar
Mar. 22nd, 2017 02:03 pm (UTC)
Халатникова нет. Зельдовича - да, но по условия вопроса он не подходит.

Но это же не опрос на знание имен. А на три первых имени при упоминании слова "Астрономия".

Вы же понимаете, что на вопрос о трех именах, ассоциирующихся с роком, мало кто назовет Ринго Старра, хотя все его знают.
zlata_gl
Mar. 22nd, 2017 05:03 pm (UTC)
А на три первых имени при упоминании слова "Астрономия
Понятно, что не всплывут у меня имена, которых я просто не знаю.
По части рока я еще дичее, чем по астрономии, поэтому у меня всплывают Леннон и Макаревич.
Очень давно не читала ничего по астрономии. Так, чтобы имена запомнились.

Я бы и Халатникова не вспомнила, если бы не прочла недавно "Циклы времени" Пенроуза.

Спасибо за Зеленого Кота.
Зафрендила.

Вот биологов - знаю гораздо больше.
Из русскоязычных - Марков и Кунин.
(Deleted comment)
sergepolar
Mar. 23rd, 2017 06:15 pm (UTC)
он ваш современник? Часто общаетесь? :)
af1461
Mar. 23rd, 2017 02:34 pm (UTC)
Интересно было бы сделать опрос про то, какие открытия люди бы назвали в числе важнейших за последние пару десятилетий. Я вот например прочитал недавно несколько книг по палеоантропологии. Хорошо запомнились (и будут помниться) названия мест, найденных видов, разные выводы по найденному материалу. Но ни имена работавших ученых, ни даже авторов книг я не помню, да и не отложились они как-то в памяти.
sergepolar
Mar. 23rd, 2017 06:15 pm (UTC)
я как-то делал.
Но отечественные астрономические открытия вообще никто не знает :)
leozub
Mar. 25th, 2017 11:56 pm (UTC)
Предсказуемо, что называют людей с медийной известностью. То, что не попадает в современные медиа, остается известным лишь в узких кругах. Деятельность вошедших в список ученых достаточно широко освещалась в СМИ.
sergepolar
Mar. 26th, 2017 11:05 am (UTC)
да. Но вопрос в том, получают ли люди медийную известность за счет рассказов об их результатах, или же они сами - рассказчики о результатах других.
leozub
Mar. 27th, 2017 04:23 am (UTC)
И то, и другое, вопрос только в соотношении.
( 28 comments — Leave a comment )