?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжая дискуссию о том, почему книг про космологию и теорию струн больше, чем про кристаллографию.

Есть такое мнение, что это частично эффект селекции (эффект интереса аудитории никто не отменял, и про космологию людям обычно правда интереснее, чем про, скажем, механизм пульсации звезд).

В разные области приходят люди с разным темпераментом. И это самоподдерживается атмосферой внутри области.
Т.е., это не случайное распределение, что какой-то молодой студент-теоретик пошел в теорию струн, а какой-то - в физику металлов. Первый, как кажется, с большей вероятностью окажется эмоциональным экстравертом (возможно, с поправкой, что эта экстравертность выражается лишь в текстах) с потребностью делиться (или даже проповедовать) полученными знаниями.

Что скажете?

Кроме того, мне кажется, за многими ответами люди теперь обращаются не к книгам, а потому по книга сравнивать плохо.

Например, вопрос о том, "что такое огни Святого Эльма" слишком не объемный для книги. И люди полезут в интернет.
Соответственно, короткие ответы люди ищут в форме небольших статей (например, в Википедии), небольших роликов и т.п.
Т.е., происходит размежевание по форматам. И для книг остается то, что остается.
Из-за этого многие научные данные и факты проще популяризировать не в виде книг. И взгляд на книжные полки и в книжные каталоги дает не полную картину поля популяризации.

Наконец, в очень динамично развивающихся областях выигрывают более быстрые форматы. А книги - едва ли не самый медленный.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
blacksun_rise
Feb. 25th, 2018 10:18 am (UTC)
будем откровенны - про Вселенную оно както интересней читать чем про свойства металлов
даже мне, физику
sergepolar
Feb. 25th, 2018 02:58 pm (UTC)
в общем и целом - согласен.
Конечно,
а) может наступать пресыщение
б) талант автора (и научный, и популяризаторский) могут перевесить.
fukinava
Feb. 25th, 2018 11:13 am (UTC)

Книжки про комологию это эрзац библии (то есть систематизированного знания как оно там на самом деле устроено)

sergepolar
Feb. 25th, 2018 02:59 pm (UTC)
в смысле, это ваше мнение. Хорошо.
Мое мнение несколько иное. Хотя, конечно, известные аналогии есть.
the_lonley_dog
Feb. 25th, 2018 02:48 pm (UTC)
Я вот преподаватель, и нифига не экстраверт.
И, скажем прямо, интересно можно расписать и про кристаллографию, и про рождение Вселенной. Я, к примеру, неоднократно встречал (и прочитывал) книги, в которых интересно описывалось про статистику. Что может быть скучнее статистики? Но наблюдательная селекция - это, без шуток, самая объективная штука. И она сродни моде в чём-то. Приходит и уходит.
sergepolar
Feb. 25th, 2018 03:02 pm (UTC)
Можно, разумеется! И мы знаем примеры!
Но что-то проще, что-то труднее.
Т.е., дело в относительном уровне (ну и в статистике).

Селекция тут не наблюдательная, в рамках предложенной гипотезы. А самая что ни на есть настоящая. :)
В разные области в принципе родственных наук приходят ( в среднем) люди с разной мотивацией, а потому с разным эмоциональным складом и тп.
2born
Feb. 25th, 2018 05:51 pm (UTC)
А я вот глубокий интроверт с потребностью делиться знаниями и проповедовать:))) А вот по узким специальностям у нас теоретиков распределял зав.кафедрой, исходя из наличия научных руководителей, ну и зная уровень студентов. Так что выбор между частицами, ядром, плазмой, жидким гелием и твердым телом был чисто случайным. Я знал только одного парня, на курс младше меня, который не согласился с предложенным выбором и сам пробился в суперсимметрию и струны. Но он вообще был жестко целеустремлен, поступил к нам после новосибирского интерната с четкой целью попасть к Волкову. И таки попал, стал его последним учеником))
sergepolar
Feb. 25th, 2018 06:17 pm (UTC)
Согласен, конечно, бывает по-разному :)
(хотя у меня есть сомнения, что реальные интроверты активно пользуются ЖЖ и читают науч-поп лекции:) Кстати, а в ФБ вы есть?)

2born
Feb. 25th, 2018 06:28 pm (UTC)
Нет, меня в ФБ нет, у меня и ЖЖ отнимает ну очень много времени:))
maxim_voronkov
Feb. 26th, 2018 07:48 am (UTC)
Ну на собственном примере сказал бы, что как минимум один интроверт пользуется и ЖЖ и ФБ :) Может в моем конкретном случае и не очень активно. Не удивлюсь, если есть те, кто и науч-поп лекции читает. Ну может разве что мотивация к этому делу будет немного разная у интровертов и экстравертов. И, наверное, интроверты не будут стремиться к этому как основному роду деятельности, только в нагрузку к чему-то еще и не очень часто. А вообще, мне казалось, что именно занятия предполагающие какую-то индивидуальную интеллектуальную работу от написания книг до ведения интернет блогов - это как раз занятия интровертов.

Кстати, начет тематики популярных книг - количество хлама в интернете по разным вопросам разное. Искать что-то по ОТО в интернете может быть неблагодарным занятием, если ответа нет на ресурсе/от автора к которому есть доверие.
sergepolar
Feb. 26th, 2018 06:19 pm (UTC)
возможно, мы по-разному трактуем слово "интроверт" :)

Что касается книг и тп. - обсуждалась популяризация от лица самих ученых.
moisav
Feb. 25th, 2018 07:05 pm (UTC)
- Кажется, не будь буквально пары ярких фигур, вроде Грина и Хокинга - и не было бы ощущения, что "космологии и струн больше". Возможно - как раз эффект темперамента.

- Если брать российский рынок, то популярных книг по истории и военной истории (куда стоит отнести и все бодания суворовцев-антисуворовцев) - в разы больше, чем по любой космологии. Тоже и в роликах и в фильмах и в широте аудитории.

- В детстве я практически одновременно прочел Зигеля "Сокровища звездного неба" и Венецкого "Рассказы о металлах". Итого - несколько лет выбора между астрономией и химией :)

- И еще о темпераменте. Был в свое время поражен страстями, кипящими вокруг тонкостей теории спиральной структуры. Сперва думал, чисто отечественный тренд (ак. Фриман и К), оказалось, нет - мировой. Ненависть и травля оппонентов, страсти между космологами отдыхают
sergepolar
Feb. 25th, 2018 07:19 pm (UTC)
мне в (относительном) детстве очень понравилась "Электрон глазами химика". думал о квантовой химии (хорошо, тчо не соблазнился - не для меня это).

Как-нибудь расскажешь про терки спиральных галактистов?
А то в обзорах Паши все как-то тихо-мирно :)
moisav
Feb. 25th, 2018 08:01 pm (UTC)
Не сейчас. Паша, вроде, о древних временах писал...
sergepolar
Feb. 25th, 2018 08:13 pm (UTC)
конечно.
Я думал - при встрече.
( 15 comments — Leave a comment )