?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

http://xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/372.html#arxiv/1904.06759

arxiv:1904.06759 Очень массивная нейтронная звезда: измерения релитивистской задержки Шапиро для пульсара PSR J0740+6620 (A very massive neutron star: relativistic Shapiro delay measurements of PSR J0740+6620)
Authors: H. Thankful Cromartie et al.
Comments: 11 pages, 3 figures, 1 table, submitted to Nature Astronomy

Новый рекорд! Если до этого самая массивная нейтронная звезда имела массу 2.01 солнечной, то теперь - 2.17 (разумеется, есть доверительный интервал для этих измерений, но предыдущий рекорд точно побит).

Новый рекодсмен - пульсар в двойной системе, открытый в 2012 году. Спутником является белый карлик. За несколько лет наблюдений удалось измерить задержку Шапиро, что и позволило достаточно точно определить массу.

Напомню, что такие измерения крайне важны, т.к. мы хотим понять предел, разделяющий нейтронные звезды и черные дыры. Он определяется физикой недр нейтронных звезд, о которой известно недостаточно много, а потому данный результат важен и для фунадментальной физики (в лице квантовой хромодинамики).

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
kingeugen
Apr. 18th, 2019 09:08 am (UTC)
Это потому что частота высокая? 346 Герц. Или это не много?
sergepolar
Apr. 18th, 2019 09:13 am (UTC)
это немного (про частоту).
kingeugen
Apr. 18th, 2019 09:33 am (UTC)
Тогда может быть звезда предшественник белого карлика набросала туда вещества? Вроде как 0,26 для белых карликов маловато.
sergepolar
Apr. 18th, 2019 09:37 am (UTC)
да, конечно много натекло с компаньона.
Но, видимо, НЗ и так была массивной. Иначе период был бы еще короче, мне кажется.
roman_rogalyov
Apr. 18th, 2019 09:24 am (UTC)
Интересно, а много ли наблюдается объектов от двух до пяти солнечных масс? Вроде пишут, что наблюдаемые чёрные дыры имеют массы, как правило, больше пяти солнечных. Можете это как-то прокомментировать?
sergepolar
Apr. 18th, 2019 09:39 am (UTC)
очень мало.
Вопрос о провале в распределении по массам постоянно дискутируется, и ясности тут нет.
Можно надеяться, что Gaia даст какую-то сводку по микролинзированию, что позволит оценить распределение по массам без эффектов селекции.

Провал можно объяснять тем, что черная дыра, раз уж формируется, получает много дополнительной массы в процессе коллапса ядра. Это самое естественное объяснение.
roman_rogalyov
Apr. 18th, 2019 05:05 pm (UTC)
спсибо
bebayesian
Apr. 18th, 2019 04:41 pm (UTC)
А снизу рекорд у нейтронных звезд все такой же - чуть больше 1 солнечной массы?

Не знаете почему у ASKAP так странно находки быстрых радиовсплесков: ~50 северной и южной широты? Или, просто, "так карта легла"?
sergepolar
Apr. 18th, 2019 04:50 pm (UTC)
да, что-нибудь типа 1.17

ASKAP обзор не делал еще.
так что это несколько площадок вне плоскости Галактики, которые они смотрели.
vimeofor.dreamwidth.org
Apr. 21st, 2019 08:19 pm (UTC)
Прошу прощения, за оффтоп, но в связи с последними новостями про успехи интерферометрии и снимки черной дыры углубился в изучение и возник один технический вопрос :). Понимаю, что когда неспециалист (я сам программист-электронщик-радиолюбитель :)) задает достаточно специализированный вопрос на него может быть сложно ответить, но стало очень уж любопытно.

Для меня стало открытием, что существует такое оборудование как "оптические гетеродины", см например "THE BERKELEY INFRARED SPATIAL INTERFEROMETER : A HETERODYNE STELLAR INTERFEROMETER FOR THE MID-INFRARED" (THE ASTROPHYSICAL JOURNAL, 537 : 998È1012, 2000 July 10), которые могут быть использованы (и используются) для оптической интерферометрии. Причем, конструктивно они повторяют гетеродинные приемники в радиодиапазоне: оптический сигнал смешивается с сигналом от Local Oscillator (от лазера) на фотодиоде и сигнал промежуточной частоты в несколько гигагерц обрабатывается уже электронными средствами.

Так в чем вопрос :)

А почему это направление не развивается бурно и решительно? Ведь это возможность увеличить разрешение в 1000 раз (с миллиметровых волн 300GHz до 400 THz света). В "консервных банках" схема приемника выглядит тривиальной: сигнал от Local Oscillator (лазера в оптическом или IR диапазоне) смешивается с сигналом с зеркала телескопа и направляется на светодиод, где преобразуется в сигнал промежуточной частоты, который уже оцифровывается общепромышленным АЦП (в открытой продаже на том же MOUSER за 2000$ лежит 4-гигагерцовый АЦП от Texas Instruments ADC12J4000NKET в свободной продаже).

В принципе, понятно, что проблема в стабильном Local Oscillator с низким фазовым шумом, но вот тут и возникает вопрос, неужели есть какие-то принципиальные проблемы создать оптический Phase Locked Loop для лазера в оптическом диапазоне с локом на атомные часы/водородный мазер/GPS/GLONASS? Есть какие-то принципиальные проблемы поделить оптическую частоту из терагерц в гигагерцы какого-либо мазерного стандарта? PLL микроволновых частот достаточно спокойно лочатся на кристаллический осциллятор в десяток мегагерц.

А как обстоят дела в оптике?
vimeofor.dreamwidth.org
Apr. 21st, 2019 09:14 pm (UTC)
еще статья в тему:

IEEE SENSORS JOURNAL
Software Defined Optoelectronics: Space and Frequency Diversity in Heterodyne Interferometry
Lucas M.Riobó, Member, IEEE, Francisco E. Veiras, Member, IEEE, Marı́a T. Garea, Member, IEEE, Patricio A.
Sorichetti, Senior Member, IEEE

почему это не мейнстрим? :) теоретическое разрешение - в тысячу раз выше миллиметровых волн
sergepolar
Apr. 22nd, 2019 02:44 am (UTC)
оптическая интерферометрия в астрономии пока требует, насколько я знаю, непосредственной связи (оптоволокно), а потому размеры интерферометров ограничены сотнями метров. И это направление прекрасно развивается (см., например, успехи прибора GRAVITY на VLT).
vimeofor.dreamwidth.org
Apr. 22nd, 2019 04:08 am (UTC)
> оптическая интерферометрия в астрономии пока требует, насколько я знаю, непосредственной связи (оптоволокно), а потому размеры интерферометров ограничены сотнями метров.

Вот в этом и вопрос, если посмотреть на устройство Infrared Spatial Interferometer Array:

http: //isi .ssl .berkeley .edu /system_overview.htm

http: //isi .ssl .berkeley .edu/images/schematic3tel.gif

То заметно, что оптический канал нужен для каждого телескопа только "входящий" ("выходящий", с данными, идет уже на радиочастоте, которую можно прогнать через АЦП и передавать/хранить/обрабатывать уже без потерь в числовой форме на обычном компьютерном оборудовании) и этот "входящий" сигнал в каждый телескоп идет от одного общего источника - "MASTER LASER" и требуется только для [цитата]:

> "the lasers inside the telescopes must each have a constant or known phase relationship with one another. We therefore have a master laser which is split three ways and sent to each telescope via the periscopes at the top of the MLO building. This way the telescope lasers can lock on to the master laser and we can maintain a fixed phase relationship between each."

Так вот интересно, получится ли этот общий MASTER LASER заменить на очень точные Local Oscillators, не требующие столь жесткой синхронизации? Это бы открыло возможность создавать оптические интерферометры с базой в километры, сотни, тысячи километров. Оптический телескоп размером с Землю :)

Кажется, что раз оптическая связь через оптоволокно требуется для технического, вспомогательного сигнала, а не для данных, от этого можно избавиться, просто улучшив качество LO.
sergepolar
Apr. 23rd, 2019 02:19 pm (UTC)
не могу прокомментировать - не знаю.
( 14 comments — Leave a comment )