?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

кому преподавать?

Poll #2095633 кто лучше преподает?

Кто будет лучшим преподавателем научной дисциплины?

Сильный эксперт в смежной области
17(37.8%)
средненький специалист в профильной области
8(17.8%)
уровень научной работы не имеет значения
20(44.4%)


Существуют разные подходы к формированию профессорского состава (речь, конечно, о хороших исследовательских университетах и тп.).
Рассмотрим три основные альтернативы.

1. Важно, чтобы человек успешно занимался актуальной наукой. А рассказать что-то по родственным темам всегда можно, если есть время и ответственное отношение. Поэтому, вполне нормально, если общие курсы читают не специальные преподаватели, а просто хорошие ученые. Точно также вполне нормально (с учетом реальных альтернатив), если курс по теоретической механике читает астрофизик или сильный эксперт по гидродинамике.

2. Важно, чтобы человек говорил о том, чем он занимается. Поэтому пусть он не семи пядей, пусть хирш у него с мизинчик, зато он всю жизнь копается с ОТО, а потому читать про это ему, а не кому-то еще.

3. Наука - это наука, а преподавание - это преподавание. Человек, может, вообще оригинальных работ после PhD не имеет. Зато хорошо рассказывает классический курс квантов и кучу задач за 30 лет работы освоил. Нечего тут каких-то с длинным хиршем приводить: никогда не преподавали, и неизвестно еще, чему студентов научат.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
arda00
Sep. 19th, 2019 09:01 am (UTC)
Для меня важно то, как лектор умеет подать материал. Образцы для подражания Попов, Плунгян, Оганов, Дробышевский.
kukufffka
Sep. 19th, 2019 09:06 am (UTC)
Третий вариант. Сейчас не античность и не средневековье, доступ к информации не ограничивается челрвеком, стоящим перед тобой на кафедре. От преподпвателя, по сути, нужна грамотная организация учебного процесса. А самые способные (или самые упорные) все равно потом попадут поближе к светилам.
sergepolar
Sep. 19th, 2019 10:01 am (UTC)
а зачем пускать к студентам в хорошем университете человека, который не способен получить самостоятельные результаты? Зачем его вообще держать в университете? Т.е., вы же понимаете, что это альтернативы. Т.о., беря одного, вы не берете другого. Это выбор "или-или".
(no subject) - kukufffka - Sep. 19th, 2019 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 19th, 2019 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukufffka - Sep. 19th, 2019 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 19th, 2019 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - arda00 - Sep. 19th, 2019 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukufffka - Sep. 19th, 2019 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - arda00 - Sep. 19th, 2019 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukufffka - Sep. 19th, 2019 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kukufffka - Sep. 19th, 2019 11:25 am (UTC) - Expand
dmdrv
Sep. 19th, 2019 09:24 am (UTC)

Очень сильно зависит от того, какой вуз, и насколько профильный предмет. И стадия обучения. Если готовятся будущие учёные, то имхо важно чтоб зацепило, чтоб преподаватель был ролевой моделью. Например в мое время лекции по матану Медведева на первом курсе подвигли несколько друзей уйти в сторону математики. Уж больно он эффектно читал.

На средних курсах уважение вызывали относительно молодые энергичные семинаристы. Задачки в бодром темпе..

Для старших курсов и для спецкурсов важно чтоб лектор имел глубокий взгляд на мир. Вообще не важно о чем был курс, какой объём конкретной информации, важно то, что можно слушать мысли мэтра и задавать вопросы.

marat_n
Sep. 19th, 2019 09:52 am (UTC)
У меня за 5 лет вообще был всего один интересный курс (Языки программирования и методы трансляции), а на второй интересный для меня курс я ходил на соседний поток, так как там давали теорию субд, а у нас был какой-то "старый хер", который читал ненужный фокс про.

Все остальное "читали" люди, которым было не интересно преподавать, или было не актуально (типа, пришел препод и говорит, сейчас мы на паскале будем полгода писать программу, которую на матлабе собрать заняло примерно в 20 строчек и получить все нужные графики)...


Еще я бы отметил проблему поколений. Сейчас учатся поколение Z. У этого поколения по другому происходит потребление информации, меньше фокус внимания.

Обучающий процесс нужно адаптировать под них.
А это отдельный навык.



(no subject) - sergepolar - Sep. 19th, 2019 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 19th, 2019 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dmdrv - Sep. 19th, 2019 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - awind - Sep. 20th, 2019 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - awind - Sep. 23rd, 2019 09:40 am (UTC) - Expand
staerum
Sep. 19th, 2019 10:17 am (UTC)
Сильный специалист скорее всего сделает сильные лекции даже по смежной теме, он будет в ней разбираться и найдет новые подходы, да еще и вопросы поставит сильные для размышления. Но ему это должно быть интересно. Сильный силен во всем, поскольку знает метод - надо честно фигачить на максимуме усилий.

Edited at 2019-09-19 10:18 am (UTC)
sergepolar
Sep. 20th, 2019 07:22 am (UTC)
в целом согласен. Как с тенденцией.
(no subject) - buddha239 - Sep. 20th, 2019 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddha239 - Sep. 20th, 2019 10:15 am (UTC) - Expand
ez98
Sep. 19th, 2019 04:48 pm (UTC)
Прежде всего из естественно-научных и технических вузов необходимо выгнать людей с педагогическим образованием. Особенно с опытом работы в школе.
sergepolar
Sep. 19th, 2019 05:55 pm (UTC)
я в МГУ таких и не знаю.
О каких примерно местах идет речь?
СПбГУ, ВШЭ, МФТИ, НГУ, .......?
(no subject) - ez98 - Sep. 19th, 2019 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 2born - Sep. 19th, 2019 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2born - Sep. 20th, 2019 09:59 am (UTC) - Expand
re
Sep. 19th, 2019 07:16 pm (UTC)
Смотря кому и с какой целью преподавать. Если цель подготовить будущих ученых - то несомненно первый вариант. Он давно и весьма успешно реализуется в моей альма матер - НГУ. Но это хороший вариант, если аудитория сама жаждет знаний и готова работать вместе с лектором. А вот если готовить педагогов для школ - то, скорей, последний вариант. В школе ведь важны не столько сами знания, сколько умение донести их вопреки желанию обучаемых.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 07:22 am (UTC)
ну, вроде бы это не задача хороших университетов - готовить педагогов для школ.
(no subject) - re - Sep. 20th, 2019 05:59 pm (UTC) - Expand
2born
Sep. 19th, 2019 07:28 pm (UTC)
На мой взгляд, нужна какая-то линейная комбинация этих трех ортогональных вариантов:)) Уж очень много видел примеров, когда действующий ученый, продуктивный и уважаемый в своей области, оказывается скверным преподавателем. Иногда даже с отрицательной ценностью. Преподавать должен тот, у кого есть желание и талант, жертвовать этими параметрами, на мой взгляд, можно только "на безрыбье". При этом, на спецкурсах для старшекурсников крайне желателен действующий классный специалист. На младших - наличие активной работы только в плюс, но не необходимость.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 07:21 am (UTC)
конечно, выбор не должен становиться догмой.
Вопрос, тем не менее, в основной тенденции, если мы говорим о профильных предметах в хорошем университете.
(no subject) - 2born - Sep. 20th, 2019 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2born - Sep. 20th, 2019 10:30 am (UTC) - Expand
dr_dh
Sep. 19th, 2019 09:16 pm (UTC)
имхо - первый вариант лучше (для исследовательского университета, конечно). Студентам таких вузов важнее пример сильного ученого с широким кругозором и своей "картиной мира". Не люблю эту фразу, но такие преподаватели "учат думать" таким образом, который можно передать только при совместной работе.
ИРЛ это сочетание из первых двух пунктов с единичными образцами третьего.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 07:21 am (UTC)
Согласен.
(no subject) - buddha239 - Sep. 20th, 2019 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddha239 - Sep. 20th, 2019 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergepolar - Sep. 20th, 2019 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - buddha239 - Sep. 20th, 2019 10:39 am (UTC) - Expand
( 47 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner