?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В МГУ исторически народ был избалован обилием спецкурсов.
Связано это было во многом с тем, что спецкурсы читались (и зачастую читаются) бесплатно научными сотрудниками.
Мотивация тут может быть самая разная (я вот тоже несколько лет читал бесплатно свой спецкурс, пока на полставки не взяли на кафедру, потому что добавились уже и общие курсы).

На спецкурс могло ходить буквально 2-3 человека. Здесь количество не важно (известно, что Чандрасекар читал спецкурс и для одного студента).

А вот в СПбГУ с этим решили побороться
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/09/18/82012-ya-my-spbgu



Если студенты и преподаватели проиграют битву начальству, то краткая рекомендация - не поступать в СПбГУ.

Отчасти, тут видна связь с опросом, который я вчера тут запустил.
Мне кажется, что в университете вполне естественна ситуация, когда на профессорские должности набирают сильных ученых, чтобы они могли заниматься хорошей наукой и, разумеется, руководить студентами и аспирантами.
(Здесь вопрос тем, кто во вчерашнем опросе отвечает, что "научные результаты не имеют значение": вы отдаете себе отчет, что на самые крутые профессорские должности вы таким образом выдвигаете людей, неспособных даже приличной дипломной работой руководить? Ибо приличный диплом в хорошем университете должен завершаться публикацией в топовом журнале).
Соответственно, у эти ученых есть возможность читать хорошие спецкурсы. Тематика многих из них такова, что много студентов туда и не пойдет (к слову, вполне нормальна, на мой взгляд, ситуация, когда на кафедре число студентов данного года обучения меньше 10). К тому же, важен выбор.

В общем, как топ-университет СПбГУ так может сгинуть.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
buddha239
Sep. 20th, 2019 09:36 am (UTC)
10 человек на спецкурсе с нас пока никто реально не требует. Но все время говорят, что на одного преподавателя должно быть 12 студентов. Если эта пропорция будет реализована, то, конечно, о высшем образовании в стенах СПбГУ придется забыть.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 09:38 am (UTC)
конечно, можно принципиально менять концепцию, и делать что-то хорошее с людьми уже в аспирантуре, которую сделать пятилетней и брать туда сразу после бакалавриата со строгим-строгим отбором и хорошим обеспечением аспирантов и их руководителей всем необходимым .... Жаль только жить в эту пору прекрасную....
benjamin_vn
Sep. 20th, 2019 01:58 pm (UTC)
Ссылка не работает.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 02:18 pm (UTC)
Спасибо.
ВОт на сайте газеты
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/09/18/82012-ya-my-spbgu
ald1976
Sep. 20th, 2019 03:12 pm (UTC)
Ибо приличный диплом в хорошем университете должен завершаться публикацией в топовом журнале



Нереально, нет столько топовых журналов. Либо нужно расширить список "топовых журналов" до неприличия.

И вообще - если дипломная работа по делу, а не по блату, попадает в топовый журнал, то за такую дипломную работу смело можно давать PhD, а то и профессорскую должность и теньюр.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 03:16 pm (UTC)
наверное, в самом деле надо уточнить термины.
Конечно, речь не о Nature и Science.
В современных российских терминах можно говорить о "первом квартиле". Хотя я подразумеваю планку чуть повыше.

Разумеется, доводка результата диплома до статьи требует времени. Но, повторюсь, это все более чем реально. А хорошие студенты до диплома успевают несколько статей в таких журналах издать.
ald1976
Sep. 20th, 2019 03:26 pm (UTC)
Студент с несколькими публикациями - реальность, правда не очень частая. Вот только тут должны сойтись в одном месте и хорошесть студента и активная помощь научного руководителя в проталкивании статьи в журнал повыше.

А истории а-ля Колмогоров, в 19 лет опубликовал результат и проснулся знаменитым - это внесистемные эффекты. Такое не планируется. [причем Колмогоров проснулся бы знаменитым, даже если бы опубликовал результат на заборе; уровень журнала важен для более скромных результатов]

Edited at 2019-09-20 03:28 pm (UTC)
sergepolar
Sep. 20th, 2019 03:42 pm (UTC)
я не знаю, чем вы занимаетесь, а я вот профессор в МГУ, и у меня какое-то количество дипломников защитилось. Поэтому я говорю о том, что хорошо знаю.
Нормальная дипломная работа доводится до статьи в действительно хорошем журнале.
ald1976
Sep. 20th, 2019 07:08 pm (UTC)
Предлагаю не меряться регалиями, а по существу пара вопросов:

1. назовите, пожалуйста, пару-тройку названий "самых крутых", по вашему мнению, журналов, где удалось опубликоваться вашим дипломникам; [и были ли студенты единственным автором или одним из многих соавторов, если второе, то не интересно - тогда это публикация "зубров" из списка авторов, а не студентов]

2. эти работы хороши сами по себе или, все же, "со скидкой на возраст и то, что это всего-навсего диплом"?

Плюс есть еще момент выбора науки. В каких-то науках совсем молодому человеку проще отличиться, в каких-то сложнее. С публикациями - та же история.

wood_morr
Sep. 20th, 2019 04:18 pm (UTC)
> В современных российских терминах можно говорить о "первом квартиле"
А можно уточнить ваши термины еще точнее? А то в современных рсоосийских условиях есть две шкалы квартилей - WoS и то, что использует РНФ. И там первые квартили очень отличаются. Если по меркам РНФ - то да, в общем, так и есть, приличный диплом в такую статью и превращается у 30-50% сильной группы. А вот если по WoS - то там часто полтора журнала по теме. Ну для физфака МГУ и МФТИ это, наверное, все так, как вы говорите, а для остальных вузов если один-два диплома из группы доходит до PRL - уже прекрасно.
sergepolar
Sep. 20th, 2019 06:19 pm (UTC)
да я понятия не имею про такие детали.
:)
Те несколько журналов по профилю, которые я имею ввиду, по любой системе войдут в такой топ.
( 11 comments — Leave a comment )