?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: наука

Формулы и образы

http://www.mmoma.ru/events/

11 октября
19:00
MMOMA Library.

Дискуссия «Формулы и образы» и презентация новой книги Сергея Попова «Все формулы мира. Как математика объясняет законы природы».

11 октября | 19:00
Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский 17
Вход свободный, по регистрации

Образовательный центр ММОМА и издательство Альпина-нонфикшн приглашают 11 октября на встречу с астрофизиком, профессором РАН Сергеем Поповым и художником Ростаном Тавасиевым, в рамках которой пройдет презентация третьей книги Попова — «Все формулы мира. Как математика объясняет законы природы».

На встрече научный журналист Андрей Бабицкий поговорит с Сергеем Поповым и Ростаном Тавасиевым о том, как преодолеть разделение на «две культуры»: «гуманитариев» и «естественников», как понять и объяснить устройство Вселенной, как перестать бояться формул и полюбить математику. Участники дискуссии обсудят новые форматы популяризации научного знания, когда ученые и художники объединяют свои усилия, чтобы показать красоту науки через искусство.
В МГУ исторически народ был избалован обилием спецкурсов.
Связано это было во многом с тем, что спецкурсы читались (и зачастую читаются) бесплатно научными сотрудниками.
Мотивация тут может быть самая разная (я вот тоже несколько лет читал бесплатно свой спецкурс, пока на полставки не взяли на кафедру, потому что добавились уже и общие курсы).

На спецкурс могло ходить буквально 2-3 человека. Здесь количество не важно (известно, что Чандрасекар читал спецкурс и для одного студента).

А вот в СПбГУ с этим решили побороться
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/09/18/82012-ya-my-spbgu



Если студенты и преподаватели проиграют битву начальству, то краткая рекомендация - не поступать в СПбГУ.

Отчасти, тут видна связь с опросом, который я вчера тут запустил.
Мне кажется, что в университете вполне естественна ситуация, когда на профессорские должности набирают сильных ученых, чтобы они могли заниматься хорошей наукой и, разумеется, руководить студентами и аспирантами.
(Здесь вопрос тем, кто во вчерашнем опросе отвечает, что "научные результаты не имеют значение": вы отдаете себе отчет, что на самые крутые профессорские должности вы таким образом выдвигаете людей, неспособных даже приличной дипломной работой руководить? Ибо приличный диплом в хорошем университете должен завершаться публикацией в топовом журнале).
Соответственно, у эти ученых есть возможность читать хорошие спецкурсы. Тематика многих из них такова, что много студентов туда и не пойдет (к слову, вполне нормальна, на мой взгляд, ситуация, когда на кафедре число студентов данного года обучения меньше 10). К тому же, важен выбор.

В общем, как топ-университет СПбГУ так может сгинуть.

кому преподавать?

Poll #2095633 кто лучше преподает?

Кто будет лучшим преподавателем научной дисциплины?

Сильный эксперт в смежной области
17(37.8%)
средненький специалист в профильной области
8(17.8%)
уровень научной работы не имеет значения
20(44.4%)


Существуют разные подходы к формированию профессорского состава (речь, конечно, о хороших исследовательских университетах и тп.).
Рассмотрим три основные альтернативы.

1. Важно, чтобы человек успешно занимался актуальной наукой. А рассказать что-то по родственным темам всегда можно, если есть время и ответственное отношение. Поэтому, вполне нормально, если общие курсы читают не специальные преподаватели, а просто хорошие ученые. Точно также вполне нормально (с учетом реальных альтернатив), если курс по теоретической механике читает астрофизик или сильный эксперт по гидродинамике.

2. Важно, чтобы человек говорил о том, чем он занимается. Поэтому пусть он не семи пядей, пусть хирш у него с мизинчик, зато он всю жизнь копается с ОТО, а потому читать про это ему, а не кому-то еще.

3. Наука - это наука, а преподавание - это преподавание. Человек, может, вообще оригинальных работ после PhD не имеет. Зато хорошо рассказывает классический курс квантов и кучу задач за 30 лет работы освоил. Нечего тут каких-то с длинным хиршем приводить: никогда не преподавали, и неизвестно еще, чему студентов научат.
у нас на физфаке был когда-то человек, который нам рассказывал так: "Многие разговаривали с Лениным, и многие разговаривали с Эйнштейном. Но совсем немногие и с тем, и с другим, так вот......"

Угадайте, кто этот человек.
http://xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/375.html#arxiv/1907.10687

Несмотря на то, что заметка короткая, в ней емко рассказана история проверки ОТО по наблюдению отклонения света звезд во время затмения в 1919 г. Ключевой момент в том, что все-таки основную роль сыграли не результаты Эддингтона, а данные второй экспедиции, которая проводила наблюдения в Бразилии.
Не сразу научные приборы стали по-русски называть приборами (а многие и по сю пору "хреновиной" кличут, аль еще как в том же роде).
А все Ломоносов. Бывало кричит в Академии на немцев: "Клал я на вас с прибором!"
И смотрит грозно.
Немцы - к императрице.
"Не погуби, матушка! Лютует Ломоносов, ногами топает, а пуще того каким-то прибором грозит. Что за прибор у него такой?"
Ответствует императрица: "Прибор у него знатный. Берегитесь!"

С тех пор немцы как увидят в руке у Ломоносова какую-нибудь тяжелую штуковину - так прибором ее и называют. Так и повелось.

текущее

В обсерватории у теоретика больше времени.
Поэтому успеваю больше всего читать в Архиве, и потому больше всего вписываю в обзоры
http://xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/375.html
В детстве у Валентина Горбунова по математике всегда были двойки, и в институте не складывалось.
Прям возмущало это его: начинаешь читать текст теоремы или леммы какой, а там прямо в самом начале "Допустим..."

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner