?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: образование

Как отличить нон-фикшн от науч-попа и учебных пособий.

https://dimagubin.livejournal.com/327119.html

Я думаю, что науч-поп должен быть разным. И, если угодно, "non-fiction style" лишь часть его.
А учебники - это структурно и стилистически совсем иное.

Поучительная история

Несмотря на все увещевания один ютьюб канал продолжал не только постить копии видео лекций и всяких роликов без ссылок на первоисточники, но и нагло обрезал заставки создателей видео, размещая свои.
И вот таки удалось его закрыть.
Теперь клиент начинает с нуля, вставляя ссылки и тп.
Надо присмотреть за ним :)
Год был так себе. Вполне средненький.
По науке так совсем не выдающийся (разве что обзор написали https://ufn.ru/ru/articles/2018/10/c/).
Две работы с прошлогодними дипломниками так и не смогли доделать.

20019_1

2019_2

20019_3

Меньше ездил с лекциями (а читал, видимо, не меньше, плюс проблемы с горлом).
Больше записывал роликов (http://xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/pop2/popov/videos.html) и работал со студентами (к тому же начал читать лекции в ВШЭ), больше всякого административно-околонаучного (включая Экспертный совет ВАК).
Снова мало ездил на конференции.

Ну что? Итоги года?

1. Сжимающийся белый карлик.
https://blog.oup.com/2017/12/first-contracting-white-dwarf/

2. Книжка
(и фото года)


3. Двое хороших дипломников успешно защитились

4. Два новый курса в МГУ

Показатели растут, а РФФИ, мерзавцы, не даютЪ :)

2017

Потому брошу я всю эту популяризацию .....


С НОВЫМ ГОДОМ!

Про аспирантуру

Даже те, кто никогда не был в Гаване, видели замечательные
ретро-автомобили, на которых катают туристов. Во многом система (sic!)
науки в России вообще, и аспирантура в частности, напоминают мне эти
машины. А попытки министра что-то реформировать – ремонт таких машин.
Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль справа налево.
Можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом
(в зависимости от текущей концепции). Но все это не имеет отношения к
нормальному автопрому или возможности граждан купить современный
автомобиль.


Тот факт, что принципиально новые идеи о том, как должна работать
аспирантура, появляются спустя всего лишь четыре года после начала
функционирования предыдущих (да еще с учетом радикальности
нововведений), на мой взгляд, говорит о том, что во-первых, в
действиях правительства нет никакой последовательности,
преемственности и ответственности, а во—вторых, говорит о том, что это
все мало на что реально влияет (кроме всякой бюрократии – сочувствую
коллегам).


Предыдущее решение содержало определенную логику. Система науки в
стране работает плохо, мобильность почти нулевая, реальной
конкурсности потому почти нигде нет (не рассматриваем всякое
Сколково), в институтах куча специалистов невысокой (по меркам
мирового уровня ведущих стран) квалификации, профессора фактически
являются учителями, а не учеными хорошего уровня и тп. Быстро поменять
ничего не получится, а потому давайте не будет или заставлять людей
имитировать написание и защиту диссертаций, или просто так
финансировать систему, где в основной массе аспиранты мало что делают,
если сравнивать их с коллегами в приличном европейском или
американском (японском, австралийском и т.д.) университете – дадим
поэтому аспирантам больше учебной нагрузки, да еще бессмысленную
педпрактику придумаем. В новом решении я вообще не вижу логики, если
рассматривать общий контекст науки в России (а аспирантура – это должно
быть больше не про образование, а про науку, в которой новый министр
понимает, видимо, меньше).


В короткой перспективе это приведет или к тому, что просто ничего не
изменится (ну, будут ругать руководителей за то, что не обеспечили
достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают
за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде т.н.
“майских указов президента”), или пойдет поток очень слабых защит. В
длинной перспективе – ждем следующего министра, который еще что-то
радикально изменит.


Основная проблема аспирантуры не в том, что надо философию сдавать или
проходить педпрактику, а в том, что не работает нормальная система
организации науки. Это видно уже по отсутствию, скажем, сколь-нибудь
заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший
индикатор. Нормальная сложившаяся наука формирует запрос на аспирантов
(ибо, зачем еще идти в аспирантуру, если потом не заниматься наукой? К
слову, у нас довольно часто, особенно среди гуманитариев и примкнувших
к ним представителей социо-экономического блока, люди идут в
аспирантуру не потому, что потом планируют академическую карьеру).
Будет вменяемый запрос – появятся нормальные правила, чтобы его
выполнить. Без этого любые действия министров – это попытки улучшить
гаванский Шевроле 1955 года.

Персонаж, наверное, многократно обсуждался.
Но тут ссылку подкинули.
Канал Культура. Человек с физфака МГУ.
И такую чушь несет!
https://www.youtube.com/watch?v=I3InoWzUC0s

При этом клиент - философ, но преподает физику.
https://istina.msu.ru/profile/angr/
Студенты, правда, многое понимают :)
http://www.dubinushka.ru/pmes.php?id=223

Nov. 8th, 2016

http://www.the-village.ru/village/city/situation/249857-politeh

«Научные лаборатории не претендуют на то, чтобы считаться учебным заведением. Дети, посещающие наши лекции и мастер-классы, не сдают экзамены и не получают оценки и дипломы. В данном случае речь идет лишь о досуговой, просветительской деятельности, которая определена уставом Политехнического музея», — заявили в Политехе, добавив, что рамки направлений деятельности музея, установленные государственными органами, «никогда не предполагали наличие тех лицензий, о которых говорит прокуратура Москвы».
Дочитывая книгу Михаила Никитина "Происхождение жизни. От туманности до клетки"
http://www.premiaprosvetitel.ru/booksauthors/view/?178

Честно скажу, я почти ничего там не понимаю. Если вы по образованию не биолог, не биофизик, или не химик (да то, подозреваю, надо правильный раздел изучать), то вряд ли вы будете сильно успешнее меня.
Но я хочу публично и в письменной форме снять шляпу.
Это огромный труд.

Книжки разные нужны. Но какие-то книги писать проще, какие-то - нет.
Просто писать или монографию для специалистов, или науч-поп для всех, который можно читать в трамвае.
Книга "Происхождение жизни" - не из них. Она и "не для всех", и не монография для экспертов.
Но это крайне важный, как мне кажется, жанр, пусть и, возможно, самый неблагодарный. Т.к., одни скажут "недостаточно для монографии", а другие - "ничего не понять".

Книга очень насыщена информацией. Серьезной и современной. Картинок много. Но все это схемы реакций, структура молекул. Иногда на странице мне были понятны только предлоги ("понятно" - это когда вы полностью самостоятельно можете объяснить другому значение термина и ответить на дополнительные вопросы, а не просто его слышали и не делаете в нем орфографических ошибок). Т.е., это никак не может стать вашей первой книгой в этой области. И вообще, лучше, если первой будет учебник биологии.

Очень хочется в добавок к книге получить изустные объяснения. Систематически. Сильно надеюсь, что Архэ уговорит Михаила прочесть курс лекций по этой книге. Вот это (для нас, простых крестьян) будет отличным сочетанием: почитал (ничего не понял, но слова мелькают и вопросы возникают), послушал лекцию, задал вопросы, начал что-то понимать, сел в метро, перечел главу - просветлился.

Я написал, что жанр - самый неблагодарный. Возможно я не прав, и все ровно наоборот.
Возможно, это самый благодарный жанр. Научных монографий много, а прочтя ваш (мой) всем доступный науч-поп бородатый хипстер встанет на самокат и все забудет, вставив в уши наушники.
А книги вроде "Происхождения жизни" могут, я думаю, изменить жизнь какого-нибудь талантливого молодого человека (я не сексист: девушка - тоже человек), интересующегося биологией.
И когда-нибудь к старенькому Михаилу придет бодрый подтянутый свежий нобелевский лауреат и скажет: "Спасибо, 50 лет назад ваша книга стала для меня важным мостом от обычного науч-попа и школьных учебников к большой науке. Тогда я понял, чем хочу заниматься. И вот ..."
И подумает Михаил, что бог с ним с тем, что говорят врачи, с такой молодежью мы все болезни победим. И немедленно выпьет. Чего и вам желаем! (но после попытки прочтения "Происхождения жизни")
Сделайте себе маленький подарок - угловатый глобус Плутона
http://astronomynow.com/pluto_globe.pdf

(нашел, пока апдейтил файлы к сегодняшней лекции в "Прямой речи").




Картинкой-обложкой моей лекции в "Прямой речи" (http://www.pryamaya.ru/sergey_popov_solnechnyy_udar) будет рисунок Марии Трусовой​ "Только Солнце в моей голове".
Я считаю это удивительным примером того, как художник, вроде бы не стремясь к тому, делает отличный science art.

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner